Домкраты на все случаи автожизни: что выбрать в конкретной ситуации
Говорят, что первые домкраты придумали еще в Древнем Риме: устройства с системой рычагов использовали, чтобы выносить ворота вражеских крепостей. Так ли это, сказать трудно, но то, что без них не обойдется ни рядовой автолюбитель, ни суперсовременный сервис, — неоспоримо. Только вот разобраться в многообразии современных подъемных механизмов не просто, поэтому мы решили создать несложный алгоритм выбора нужного домкрата в конкретной ситуации.
Какая задача стоит?
✓ Менять колесо в дороге и прочие бытовые ситуации — классический «ромб» или электродомкрат, работающий от прикуривателя или непосредственно от клемм аккумулятора. Хороши они доступностью, компактностью, простотой установки и работы. Нужно учесть — грузоподъемность их невысока, максимум 2 т.
✓ Менять колесо во внедорожных условиях, поддомкрачивать вездеходную технику в поле и на «покатушках» — винтовой или реечный домкрат (хайджек). Хороши они оба грузоподъемностью, а реечный — еще и высотой подъема, что важно для «проставленной» или просто высокой техники. Винтовой поднимет до 3–3,5 т, а хайджек справится и с 5 тоннами, хотя наиболее распространены «трехтонники».
✔ Работать на небольшой ремонтной площадке или в гараже, если нужно поднимать в стесненных условиях или точечно, — лучше выбрать гидравлический бутылочный. Он хорош тем, что его можно поставить практически под любой элемент кузова или подвески, а грузоподъемность у такого домкрата сопоставима с винтовым или реечным хайджеком, то есть может превышать 3 т.
✓ Работать на площадке или в большом гараже, где есть место, — выбираем подкатной домкрат. Кроме удобства использования (вкатил и подкачал), этот вариант хорош тем, что подлезает даже под низкопосаженные автомобили. Как правило, такие модели способны поднять около 2 т.
✓ Нужно выставить машину без колес на долгое время — тут в дополнение к домкрату лучше приобрести специальные подставки (козелки или страховочные опоры). Они регулируются по высоте и устанавливаются под поддомкраченную машину, после чего домкрат убирается и готов к другой работе. Здесь грузоподъемность определять нет смысла — варианты есть для разных машин, от легковых до грузовых.
Что положить в багажник?
В этом случае все зависит от автомобиля, для которого домкрат приобретается. Проще всего разобраться исходя из кузова и типа привода.
✓ Легковые автомобили с ДВС в кузовах седан, универсал и хэтчбек: как правило, их вес не превышает 1,5 т. Для них хватает штатных «ромбов», бутылочных и электродомкратов.
✓ Электромобили (у них высокая масса из-за тяжелой батареи). Такие машины могут весить больше 2,5 т и потребуют техники посерьезнее — обычный «ромб» хотя и справится с задачей подъема, потребует много времени и сил. Поэтому в багажник лучше положить гидравлический «бутылочник» с серьезной грузоподъемностью.
✓ Внедорожники — тут выбор зависит от задач: «паркетникам» хватит тех же вариантов, что и обычным легковым авто, только с большей паспортной грузоподъемностью. А вот «заряженным» под «покатушки» джипам нужен реечный домкрат-хайджек.
Какой бюджет?
Если не хочется тратиться на дополнительное оборудование, а практически все работы с автомобилем делаются сторонними специалистами, вполне достаточно «ромба», который обычно входит в комплект всех новых авто. Стоит такой вариант в диапазоне 1 000–2 000 рублей и практически не ломается.
Если нужно чуть расширить возможности работы с автомобилем, но вкладываться в профессиональное оборудование желания нет, то можно присмотреться к более дорогому решению — гидравлическому бутылочному домкрату. Он стоит от 1 300 до 5 000 рублей, в зависимости от привода и грузоподъемности. Иногда такую версию кладут в свои машины некоторые производители — например, одно время так поступал ВАЗ на своих «Грантах».
Есть намерение плотно заниматься машиной самостоятельно, но бюджет ограничен, то ваш выбор — подкатной домкрат. Эти подъемники начинаются от 3 000 рублей.
Если ваш выбор — джипинг или другая высокая вездеходная и грузовая техника, придется раскошелиться на реечник: цены на них начинаются от 6 000 рублей и могут превышать 20 000.
Что касается электрических, которые стоят от 5 000 рублей, то стоит помнить, что они требуют надежного источника питания, что не всегда возможно, особенно если проблема заключается не только в пробитом колесе. Скорее, это вариант для недальних внутригородских выездов.